Особенности предметно-развивающей среды в ДОУ для детей с ОВЗ
Ребенок с ОВЗ отличается определенными ограничениями в жизнедеятельности, вызванными физическими, психическими или сенсорными нарушениями. Это означает, что для его обучения и воспитания требуется создание специальных условий.
Категории детей с ограниченными возможностями здоровья
- с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА);
- с задержкой психического развития (ЗПР);
- с расстройством аутистического спектра (РАС);
- со сложными врожденными или приобретенными дефектами.
Под специальными понимаются такие условия развития, которые включают в себя:
- использование адаптированных образовательных программ, методов и средств обучения;
- укомплектованность ДОУ необходимым оборудованием, играми, развивающими дидактическими материалами;
- привлечение для проведения коррекционных занятий профильных специалистов – логопедов, психологов, дефектологов;
- тьюторское сопровождение воспитанников с ОВЗ при необходимости;
- обеспечение беспрепятственного доступа в ДОУ;
- организация безопасного и комфортного пребывания в стенах ДОУ воспитанников с ОВЗ.
Согласно ФГОС ДО к предметно-развивающей среде предъявляются следующие требования:
- насыщенность среды должна соответствовать возрастным особенностям ребенка;
- трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации;
- вариативность предполагает наличие разнообразных игр, материалов, оборудования и периодическую сменяемость игрового материала;
- доступность предполагает равный доступ всех детей к помещениям, игрушкам, оборудованию, обучающим материалам;
- безопасность обеспечивает соответствие всех элементов среды требованиям по надежности и безопасности их использования;
- полифункциональность означает возможность разностороннего использования составляющих элементов среды.
При создании предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении необходимо учитывать рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии для каждой категории детей с ОВЗ.
При нарушениях слуха могут рекомендоваться:
- занятия с сурдопедагогом, логопедом, психологом,
- оборудование, необходимое для усиления звука.
При нарушениях зрения:
- занятия с тифлопедагогом, логопедом, психологом,
- аудиокниги,
- рельефнонаглядные пособия.
При нарушениях речи:
- занятия с логопедом, психологом,
- логопедическое оборудование для развития речи.
Для детей с НОДА:
- определение режима нагрузок,
- смена вида деятельности,
- режим ношения ортопедической обуви,
- тьюторское сопровождение,
- проведение физкультурных пауз.
Для детей с ЗПР:
- занятия с логопедом, психологом, дефектологом,
- дидактический материал для развития мелкой моторики и речи,
- развивающее оборудование со специальным программным обеспечением.
Для детей с РАС:
- занятия с логопедом, психологом, дефектологом,
- обязательное зонирование пространства,
- создание уголка уединения,
- четкий упорядоченный режим дня,
- алгоритмичный порядок действий,
- постепенный ввод новых предметов и понятий,
развивающее оборудование со специальным программным обеспечением.
Все это будет способствовать гармоничному развитию ребенка с ОВЗ в соответствии с его возрастом и возможностями, а также поможет в овладении социально-бытовых навыков и навыков коммуникации, осмыслении картины мира и адекватных представлений о собственных возможностях.